Фантазия в огне: эмалевое искусство высокой часовой моды
Замысловатый мир эмали - от неземной перегородчатой до завораживающей гризайли - преодолевает время, превращая циферблаты часов в фантастические полотна искусства и мастерства.
Эмалирование - процесс, мягко говоря, утомительный. Сырье сначала нужно измельчить в мелкий порошок, а затем смешать с подходящей средой (можно использовать масло или воду), чтобы получилась эмульсия, похожая на краску. Затем эта жидкость наносится как краска, после чего обжигается в печи для стеклования - среда испаряется, а порошок плавится и превращается в стекло. Разумеется, эти этапы могут быть разными. Некоторые производители, например, предпочитают просеивать порошок прямо на основу из латуни или золота и обжигают непосредственно этот "слой" порошка. Каким бы ни был процесс, каждый шаг чреват опасностью. В процессе обжига изделие может треснуть. Невидимые примеси могут проявиться в виде дефектов. Цвета могут вступить в неожиданную реакцию. Существует множество рисков, которые необходимо пережить. Почему же тогда эта техника продолжает использоваться?
Несмотря на все недостатки, эмаль обладает глубиной и нюансами, которые невозможно повторить нигде. Кроме того, она долговечна - стеклокерамическая эмаль по сути своей инертна и, подобно благородным металлам, останется неизменной и через столетие. Различные техники, используемые в эмалировании, позволяют создавать широкий спектр изделий - от единой большой поверхности без изъянов до микроскопических деталей в эмалевой росписи. Возможно, романтический аспект этого вида искусства отчасти объясняет и его привлекательность: время и прикосновения эмальера - идеальный контрапункт для часовщика: искусство на одной стороне, наука - на другой.
Вариации на тему
Эмаль обжигают при разных температурах - или вообще не обжигают - в зависимости от ее типа. Эмаль Grand feu (буквально "большой огонь") обжигается при температуре около 820 градусов Цельсия, хотя промежуточные обжиги для ее "схватывания" могут проводиться при температуре около 100 градусов Цельсия, чтобы выварить растворитель без сплавления порошка. Эмали вообще, в том числе используемые в миниатюрной живописи, также могут обжигаться при температуре около 100 градусов Цельсия. Наконец, существует холодная эмаль - эпоксидная смола, которая затвердевает при комнатной температуре.
Какая разница? Начнем с того, что при более высоких температурах работать сложнее, поскольку эмаль может потрескаться во время обжига или последующего остывания. Спектр цветов, используемых в эмали grand feu, также более ограничен, поскольку существует меньше соединений, способных выдержать температуру. Выбор техники сводится к желаемому продукту - при всех своих недостатках эмаль grand feu имеет неповторимый вид. Отличный монохроматический пример - часы Breguet reference 5177. Эмали, фарфоры и лаки обладают общими свойствами - твердостью, долговечностью и способностью принимать как матовую, так и полированную отделку. Однако эти три понятия не являются взаимозаменяемыми. Лак - это органическое покрытие, которое наносится слоями, причем каждый последующий слой затвердевает при комнатной температуре перед нанесением следующего. Фарфор - это керамика, которая производится путем обжига материалов в печи для их остекловывания. Хотя эмаль тоже обжигается, она содержит только стекло и красящие вещества, а в фарфоре отсутствует содержание глины.
Растительные фейлы
В эмалировке шамплеве толстая основа циферблата гравируется для создания полых ячеек, после чего эти ячейки заполняются эмалью и обжигаются. Поскольку в результате гравировки на дне каждой ячейки образуется шероховатая поверхность, в технике шамплеве обычно используются только непрозрачные эмали. Этот метод позволяет выборочно вырезать участки на циферблате и свободно смешивать эмали внутри каждого циферблата. Это прекрасно видно на примере часов Van Cleef & Arpel Brise d'Été (вверху и напротив), которые демонстрируют декоративное мастерство марки, использующей не только эмаль champlevé, но и valloné и plique-à-jour (о них речь пойдет ниже); valloné - это разновидность champlevé, обладающая большей глубиной и нюансами благодаря рельефу, напоминающему холм.
Использование эмали шамплеве не ограничивается созданием декоративного искусства. Например, в часах Tecnica Ombre Blanche от Parmigiani Fleurier эта техника была просто наиболее подходящей. Хотя часы имеют простой белый эмалевый циферблат, его поверхность прерывается тремя дополнительными циферблатами и апертурой турбийона. Эти часы были выпущены в 2016 году, и не только Parmigiani Fleurier не возвращалась к ним в связи с возрождением бренда, но и ни одна другая марка не исследовала их. Как отмечалось в нашем предыдущем материале, альтернативой здесь было бы изготовление полного эмалевого циферблата, а затем вырезание соответствующих секций в середине. Однако можно представить себе риски, связанные с этим.
Существует ли предел уровня детализации, который можно достичь с помощью эмали шамплеве? Patek Philippe, возможно, знает ответ на этот вопрос, представив модель Ref. 6002 Sun Moon Tourbillon (справа). За исключением центральной части, выполненной в технике перегородчатой эмали (о которой речь пойдет ниже), циферблат часов представляет собой произведение камерной эмали - даже кольцо для главы с железнодорожными путями было вырезано рельефно, после чего углубления заполняются эмалью и обжигаются.
Гравировка - не обязательно единственный способ получения ячеек, используемых в эмали шамплеве. В модели Classic Fusion Enamel Britto компания Hublot применила современный подход, штампуя основу циферблата из белого золота, чтобы создать рельефные границы между ячейками. Это не только сокращает время, необходимое для изготовления каждого циферблата, но и обеспечивает их единообразие. Последующие этапы, однако, остались неизменными: ячейки последовательно заполнялись эмалью разных цветов и обжигались несколько раз, после чего вся поверхность циферблата полировалась для получения равномерно гладкой поверхности.
Работа с проволокой
Эмаль Клуазонне - это почти противоположность технике шамплеве: вместо того чтобы удалять материал с заготовки циферблата, на нее добавляют что-то новое. Клуазоны (буквально "перегородки") здесь означают проволоки, каждая толщиной не более человеческого волоса, которые эмальер изгибает по форме и прикрепляет к основе, чтобы создать замкнутые ячейки. Затем эти ячейки заполняются эмалью разных цветов, после чего циферблат обжигается, чтобы сплавить порошок. Проволока остается видимой в конечном изделии и выглядит как контуры рисунка, с металлическим блеском, контрастирующим со стеклянными поверхностями залитой эмали.
Плике-а-жур ("пускание дневного света") можно считать разновидностью перегородчатой эмали, но эта техника встречается гораздо реже из-за своей сложности и хрупкости. Как и перегородчатая, пликатная эмаль предполагает создание замкнутых ячеек с помощью проволоки, а затем заполнение их эмалью. Однако в этом случае основа отсутствует. Отсутствие основы может быть достигнуто различными способами, но обычно это работа с базовым слоем а-ля перегородчатая эмаль, затем его удаляют напильником, чтобы остались только проволочки, держащиеся на стеклообразной эмали. Поскольку основы нет, в эмалировке plique-à-jour почти всегда используется прозрачная или полупрозрачная эмаль, пропускающая свет, что, по сути, создает крошечные витражи.
Компания Van Cleef & Arpels использует этот прием с большим успехом. В часах Lady Arpels Nuit Enchantee (представленных на обеих страницах) нижняя часть с гризайльной эмалью создает ночной контекст, а верхняя часть с элементами, выполненными в технике plique-à-jour (крылья феи) и façonné enamel (колыбель для желтых сапфиров), образует передний план. Даже избыток сапфиров, бриллиантов и горного хрусталя не может переплюнуть мастерство.
Гибридная теория
Существует несколько "гибридных" техник, сочетающих эмалирование с другими видами декоративного искусства, и эмалирование флинке, пожалуй, самая известная из них, учитывая ее долгую историю использования. Эта техника сочетает в себе гильоширование и эмалирование: латунный или золотой циферблат сначала украшается гильошированием, затем на него последовательно наносятся слои эмали и обжигаются. Когда эмалевое покрытие становится достаточно толстым, его полируют, чтобы создать гладкую поверхность; в итоге получается полупрозрачная линза, через которую можно любоваться гильошированием. В зависимости от желаемого эффекта эмаль может быть бесцветной, придающей тонкий блеск, или цветной - для большего визуального эффекта, как, например, в трио лимитированных моделей Rotonde de Cartier с высокими усложнениями, представленных на выставке Watches & Wonders 2015. Компания Vacheron Constantin даже адаптировала эту технику, использовав гильошированные узоры для имитации тканых полотен в модели Métiers d'Art Elégance Sartoriale.
Разработанная супругами Оливье и Домиником Воше, эмаль с оттенками (email ombrant) также предполагает нанесение полупрозрачной эмали на выгравированный циферблат. Однако вместо регулярного узора а-ля гильоширование затененная эмаль предполагает создание рельефного изображения. В последний раз эта техника использовалась в часах Hermès Arceau Tigre, но часовая компания применяет и другие гибридные техники, которые можно увидеть на уникальном карманном шевале Arceau punk.
. Последняя техника - грануляция эмали Cartier, сочетающая в себе эмалирование и этрусское гранулирование, первоначально использовавшееся ювелирами. Эта техника требует множества этапов и, по меньшей мере, очень утомительна. Сначала эмаль нанизывается на нити разного диаметра, затем эти нити понемногу отламываются, образуя бусины разного размера. Затем бусины сортируются по цветам и последовательно наносятся на циферблат, чтобы собрать изображение, с промежуточными обжигами для закрепления и сплавления эмали. Поскольку эмаль разных цветов застывает при разных температурах, процесс сборки происходит в четко определенном порядке; требуется до 30 обжигов, а на изготовление каждого циферблата уходит почти месяц. Грануляция эмали, как и затененная эмаль, появилась совсем недавно, и Cartier возрождает ее в Доме искусств в Ла-Шо-де-Фоне.
Металлический контент
Версия этой статьи была впервые опубликована в 2016 году. Для нынешнего выпуска она была дополнена новыми изображениями и информацией
Пайонне - одна из самых редких на сегодняшний день техник эмалирования, практически синоним Jaquet Droz, который в наши дни работает в основном над специальными творениями. В мануфактуре действительно есть штатные эмальеры, которые не только производят эмалевые циферблаты, но и обучают ремесленников, чтобы увековечить это ноу-хау. Под словом "пайон" здесь подразумеваются небольшие орнаментальные узоры, которые создаются из сусального золота и являются визитной карточкой техники. По сути, пайонная эмалировка предполагает установку пайонов в эмаль для создания узоров, причем нормой являются правильные геометрические узоры. Эмблемой этой техники являются модели Patek PhilippeRef. 5077/100G, как показано здесь. Техника начинается со слоя цветной эмали, который сначала обжигается для закрепления. На этом слое располагаются пайетки, затем наносится полупрозрачная эмаль и обжигается, таким образом "фиксируя" пайетки. Для создания еще более замысловатых узоров могут быть предприняты дополнительные шаги. Например, перед нанесением слоя цветной эмали поверхность подложки может быть сначала декорирована гильошированием, что, по сути, создает эмаль флинке, поверх которой наносятся пайетки. В качестве альтернативы поверхность основы может быть украшена ручной гравировкой - в этом вопросе нет жестких правил.
Вместо регулярных узоров Jaeger-LeCoultre выбрал другую технику, беспорядочно распределив по циферблату серебристые вкрапления. Результат можно увидеть в модели Hybris Artistica Duomètre Sphérotourbillon Enamel, эмалевый циферблат которой имитирует лазурит. Хотя эмалирование как таковое не является пайонным, использование Vacheron Constantin драгоценного порошка, наносимого вручную, заслуживает отдельного упоминания. В часах Métiers d'Art Villes Lumières японская мастерица Йоко Имаи наносит на поверхность эмалевого циферблата золотые, платиновые, бриллиантовые и жемчужные порошки. Вместо того чтобы покрывать циферблат слоем эмали, эти частицы располагаются на нем и по-разному отражают свет, имитируя вид ночного города с высоты птичьего полета.
Штрихи кистью
Эмалевая живопись - это просто живопись эмалевыми пигментами, а не какими-либо другими средствами. Эта техника сложна не только из-за размера холста, что делает ее миниатюрной, но и из-за многократного обжига, необходимого для стеклования и закрепления эмали, цвет за цветом. Однако, учитывая уровень детализации, которого можно достичь (как это видно на примере часов Patek Philippe Ref. 5531R, представленных здесь), это одна из немногих техник, способных сделать свои предметы почти реалистичными. Возьмем, к примеру, Slim d'Hermès Pocket Panthère, в которых в этой технике изображено одноименное животное. Jaeger-LeCoultre имеет множество примеров, созданных в собственных мастерских.
Гризайль-эмаль можно считать подмножеством эмалевой живописи и представляет собой особый метод рисования белым по черному для создания монохромных изображений. Черный холст - это эмаль grand feu, которую сначала нужно нанести, обжечь, а затем отполировать, чтобы создать идеально гладкую поверхность без изъянов. Этот подготовительный этап уже сам по себе очень сложен, поскольку на такой поверхности очень легко обнаружить мельчайшие дефекты - это объясняет, почему большинство часовых марок предлагают белые эмалевые циферблаты, а вместо эмали - черный оникс или лак. На черном холсте эмальер наносит краску с помощью Blanc de Limoges - белой эмали, порошок которой измельчен более тонко, чем обычный. Для создания микродеталей используются тонкие кисти, иглы и даже колючки кактуса, а циферблат окрашивается и обжигается несколько раз, чтобы создать нюансы гризайльной эмали.
.
В силу своей сложности гризайльная эмаль встречается редко. Однако есть марки, которые все еще предлагают часы с ней, иногда даже с собственным взглядом на эту технику. В коллекции Métiers d'Art Hommage à l'Art de la Danse компания Vacheron Constantin решила использовать полупрозрачную коричневую эмаль для основы циферблата, чтобы придать ему большую глубину и смягчить контраст между двумя цветами. Patek Philippe и Van Cleef используют эту технику в моделях, представленных ранее в этой статье.