Загляните в фантастические залы мануфактуры Cartier
Мануфактура Cartier и Дом художественных ремесел позволяют заглянуть в мир искусства, лежащий в основе их творений.
История дома началась еще в 1847 году, и трудно оторвать взгляд от того знаменательного дня, когда Луи-Франсуа Картье занял мастерскую своего хозяина Адольфа Пикара, расположенную на улице Монторгейль, 29 в Париже, которая с тех пор просуществовала 177 лет. В начале своего существования дом занимался изготовлением ювелирных изделий для завидной группы королевских клиентов. И только в 1904 году внук месье Картье Луи Картье создал первые наручные часы Cartier - Santos - для своего друга-авиатора Альберто Сантоса-Дюмона.
Хотя часы были задуманы как функциональный инструмент для Сантоса-Дюмона, Луи Картье не знал, что они станут одной из важнейших икон в истории Cartier и изменят траекторию развития дома. Влияние часов Santos распространилось, и медленно, но верно появились другие определяющие эпоху часовые творения такие как Tonneau, Tortue и Tank. В результате постоянных колебаний в производстве часов Cartier в течение десятилетий возникла необходимость в собственной производственной базе, которая открылась в 2001 году. Другие предприятия, расположенные в соседних кантонах Швейцарии, образуют единую часовую мануфактуру Cartier. Первые шаги в часовом деле начинаются в Гловье, расположенном в Юре. Часы из стали и золота производятся и собираются в Виллар-сюр-Глане, расположенном в кантоне Фрибур, а новейшие технологии Cartier тестируются в Куве. Дом искусств Cartier, расположенный в здании старой отреставрированной фермы, находится в двух шагах от предприятия в Ла-Шо-де-Фон.
Мануфактура Cartier, расположенная в самом сердце швейцарского города Ла-Шо-де-Фон, является маяком непревзойденного мастерства и инноваций. Она находится в одном ряду с такими уважаемыми компаниями, как завод Patek Philippe в Крет-дю-Локль, ателье Gruebel Forsey, TAG Heuer и мануфактура Breitling в Ла-Жу-Перре, а также в непосредственной близости от нее. На рубеже тысячелетий для Cartier наступила новая эра, когда под одной крышей разместились различные функциональные подразделения, такие как дизайн, производство, сборка и поддержка. Однако значение Мануфактуры Cartier не ограничивается только этим: слияние и концентрация проверенного временем мастерства и передовых технологий вдохнули жизнь в культовые часы Cartier.
Не похожая на пыльные или полуразрушенные мастерские, мануфактура Cartier - это современное здание площадью 33 000 м2, разделенное на различные отделы в рамках фасада из металла и стекла. На первом уровне размещены тяжелые промышленные станки с ЧПУ, а в чистом помещении с контролируемой средой работают специалисты по сборке и контролю качества. Другие отделы производства включают команды по реставрации, контролю качества, дизайну, полировке и сборке.
Из бумаги в металл
Жизнь часов Cartier начинается с идеи, чаще всего эфемерной, легко теряемой, чем конкретной. И подобно тому, как картина красит тысячу слов, нет лучшего способа сформулировать идею, чем эскиз. Вооружившись идеями, полученными от маркетинговой команды, дизайнеры интерпретируют и воплощают их в жизнь с помощью эскизов с разных ракурсов. Именно здесь оживают воображение и творческий потенциал. Гуашь (непрозрачная акварель) еще больше усиливает эскизы, привнося цвета - например, цветные драгоценные камни на корпусе и ободке из желтого золота - в черно-белый мир. Небольшой нюанс: хотя последние восемь лет Cartier находился под руководством недавно ушедшего с поста генерального директора, а ныне председателя Cartier Culture & Philanthropy Сирилла Виньерона, все эскизы - как для регулярного производства, так и для индивидуальных заказов клиентов - должны были быть одобрены им лично. Подпись в правом нижнем углу означает, что дизайнерские команды могут приступить к созданию прототипа. В противном случае все эскизы возвращаются на доработку.
. Резиновые копии создаются с помощью 3D-печати. Это позволяет команде разработчиков оценить эстетику часов, например, изгиб Ballon Bleu de Cartier или эластичность браслета Pasha de Cartier, прежде чем на основе технического досье будут созданы реальные рабочие прототипы. Эта документация является важнейшей частью производственного процесса, поскольку в соответствии с требуемыми знаниями и навыками отдел промышленных процессов правильно определяет и составляет схему производственных процессов. Кроме того, она позволяет моделировать, проверять и точно настраивать процессы в соответствии с реальными объемами производства, которые будут определены позднее.
По мере осмотра комплекса наше внимание привлекли несколько интересных зон, в которых использовались как традиционные, так и передовые технологии. На архаичном конце спектра находится команда по формовке минеральных кристаллов, которая, по словам Cartier, является почти утраченным навыком в Швейцарии. Поскольку многие часы Cartier имеют нетрадиционную форму - например, Baignoire или знаменитые Crash, - вместо сапфирового стекла используются минеральные кристаллы, поскольку они легко поддаются обработке. Вместо того чтобы использовать машины и технологии для придания минеральным кристаллам нужной формы, мастера делают это вручную с помощью паяльной лампы, пока они не станут достаточно податливыми для придания им формы, соответствующей спецификациям различных моделей часов. Проверки на этом пути осуществляются человеческим глазом, а не машинами.
На противоположном конце спектра находится специализированное оборудование для особых процессов, например, фрезерные станки и станки с ЧПУ в отделе производства браслетов, а также оборудование для проверки качества. Станки, работающие в первом отделе, отвечают за изготовление звеньев браслетов из металлических прутьев. Одновременно может обрабатываться до девяти прутьев, причем для изготовления самого простого браслета требуется 30 секунд на одно звено, а для более сложных образцов - до 90 секунд. Поскольку Cartier уделяет пристальное внимание качеству и надежности, проверки проводятся на всех этапах производства. В ходе автоматизированного четырехступенчатого теста часы погружают в воду и кислоту, подвергают воздействию магнитных волн и экстремальных температур, чтобы убедиться в их устойчивости к каждому элементу. Если кому-то интересно, как Cartier проверяет надежность браслета своих часов, то можно сказать, что существует машина, предназначенная для вытягивания из него жизни, чтобы убедиться в его структурной целостности.
В середине спектра находится отдел реставрации Cartier, который занимается восстановлением старинных часов и часов Cartier. Этот высокоспециализированный отдел является одной из вершин часового мастерства Cartier: высококвалифицированные часовщики возвращают старинные изделия к жизни. Будь то косметическая или механическая реставрация, команда использует различные техники, от точного воспроизведения специфических для того времени компонентов, найденных в архивных чертежах, до разработки инновационных решений для устранения определенных проблем.
Где оживает великолепие и мечты
Открывшийся в 2014 году Дом искусства Cartier находится в двух шагах от мануфактуры Cartier. В отличие от сверкающей архитектуры мануфактуры Cartier, он занимает старую ферму. В его стенах хранятся еще более древние ремесленные технологии, богатые традициями, наследием и секретами, воплощенными в жизнь благодаря безграничному творчеству и воображению. В ателье время как будто меняется: вековые техники адаптируются и воплощаются в современных изделиях, которые бросают вызов привычным представлениям о красоте. Хотя существует множество техник, они делятся на три основные категории: искусство огня, металла и композиции.
. Эмалирование, относящееся к искусству огня, - техника, которая не нуждается в представлении. Однако мастерство Cartier в различных техниках, таких как шамплеве, клуазоне, плике а жур и гризайль, заслуживает внимания. Эмаль сначала существует в виде цветных стеклянных порошков в форме краски, а затем многократно обжигается в печах (до 10 раундов покраски и обжига) при различных температурах, чтобы затвердеть или остекленеть. Хотя эмаль в основном содержится в циферблате часов, в Cartier Crash Tigrée Metamorphoses эмаль присутствует и на ободке. Здесь мастера широко использовали эмаль для усиления, а иногда и дополнения других ремесленных техник. Нюансы цвета искусно переданы с помощью непрозрачной, полупрозрачной или градиентной эмали на различных поверхностях, таких как серебряные пайетки или в гравированных углублениях полос (также известной как эмаль шамплеве). Эмали синего и зеленого оттенков, использованные в этой ссылке, получены с помощью оксида кобальта (для синего) и оксида меди (для зеленого).
Этрусская грануляция, филигрань и пламенный металл - техники, которые относятся к искусству металла. Первая датируется 4 годом до н. э., когда этрусская цивилизация популяризировала декоративную технику, включающую в себя крошечные бусинки, которыми покрывают поверхности ювелирных изделий. Золотые проволоки сначала нагреваются, а затем крошечные кусочки помещаются в тигли, наполненные водой. При быстром охлаждении золотые кусочки превращаются в шары, которые затем просеиваются и сортируются по размеру. Если пайка бусин для создания узоров - первое, что приходит на ум, то инновационное использование вязкой жидкости, сапфировых перегородок и силы тяжести для формирования контура головы пантеры, который можно увидеть в пленительном Révélation d'une Panthère, - это демонстрация творческого потенциала дома.
Пламенный металл - одна из новых техник отдела Métiers d'Art - предполагает нагрев металлических поверхностей для получения различных цветов путем окисления. Процесс начинается с нагрева циферблата, чтобы добиться равномерного синего оттенка, после чего ненужные части соскабливаются, чтобы создать мотивы знаменитого зверинца Cartier. Затем мастера маскируют вороненую часть циферблата, после чего нагревают пластины для получения различных оттенков коричневого - от бежевого до темно-коричневого. Учитывая, что процессы окисления необратимы, сложность техники усугубляется на поздних стадиях пламени. Требуется опытный глаз и понимание ремесла, чтобы точно определить момент, когда нужно остановить процесс обжига. Последняя композиция Cartier - пожалуй, одна из самых уникальных техник: мозаика и маркетри из дерева, соломы, цветов, дерева и золота, соломы и золота объединяются в циферблат часов. Кажущиеся случайными формы и несочетаемые цвета складываются в абстрактные или реалистичные мотивы.
После того как Дом искусства отмечает и осмысливает прошедшие 10 лет, мастера продолжают посвящать себя созданию прекрасных произведений и объединяются, чтобы выполнить миссию Дома искусства: сохранять, обновлять и делиться своим исключительным опытом. Учитывая, что некоторые техники в свое время были на грани исчезновения, есть надежда, что эти капсулы времени вчерашнего дня будут сохранены и переданы завтрашним поколениям.